Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

О Казаках и Казачьем Спасе

        На протяжении веков становления Русского государства судьбы казачества и государства тесно переплетались. Уходя за пределы государственной власти, казаки всё же, волей - неволей, служили государству службу. Чем дальше, в степи и таёжные дебри, углублялись казаки, тем настойчивей за вольными казачьими станицами продвигалась Русь. Строились царские города, ставились остроги, возводились укрепления. Казаки-первопроходцы позволили России раздвинуть свои пределы далеко на Восток, на берега Тихого океана. Доктор исторических наук, автор более чем 80 научных работ по истории и этнологии казачества А.В. Сопов отметил: «Казаки первыми пришли в Сибирь, после присоединения которой Россия стала не только европейским, но и азиатским государством. За неполные 200 лет казаки проникли за Урал, на Колыму, Камчатку, в Забайкалье и Приамурье, открыли Берингов пролив, обосновали русское присутствие в Сибири и на Дальнем Востоке». Казачьи войска принимали активное участие в освоении Кавказа, Сибири (экспедиция Ермака) и Дальнего Востока. В 1645 сибирский казак Василий Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское море, открыл Северный Сахалин и вернулся в Якутск. В 1648 сибирский казак Семён Иванович Дежнёв проплыл из Ледовитого океана (устье Колымы) в Тихий (устье Анадыря) и открыл пролив между Азией и Америкой. В 1697–1699 сибирский казак Владимир Васильевич Атласов (1661–1711) исследовал Камчатку. Деяния казаков Ермака, Пояркова, Хабарова, Дежнева позволяют сказать, что у России тоже была эпоха великих географических открытий.

        Огромно значение казаков в различных войнах, которые вела Россия. В XIX веке зарубежные военные специалисты оценивали казачью конницу, как лучшую в миру легкую кавалерию. Казачество участвовало во всех войнах начиная с времен царя Ивана Грозного. Столетиями оно служило для государства пограничным стражем: казаки защищали окраины Российского государства от внешних врагов. Границы северо-восточной Руси, приволжских, придонских и приднестровских степей, не защищённые природой и подвергавшиеся набегам, требовали постоянной обороны. Московские государи в XIV веке считали необходимым иметь постоянную стражу на окраинах земли Русской, которая бы охраняла ее рубежи. Всю тяжесть и все превратности борьбы принимало на себя казачество. Лев Толстой в 1870 году писал: «Вся история России сделана казаками».

       Казачество являлось универсальным родом вооружённых сил. Хорошо организованные, мобильные казачьи войска, применяли своеобразные тактические приёмы: внезапные набеги, засады, гуляй-города, составленные из повозок. Во все времена они считались лучшими наездниками, а казачья конница как лучшая в мире легкая кавалерия. Казаки изумляли своей бесстрашной джигитовкой. Они восхищали ловкость и красотою своего строя, они поражали затейливою игрою заманивающей лавы. Они, по признанию всех иностранцев, видевших их в мирное время, – были единственной в мире неподражаемой и несравненной конницей. Красота их мирного полкового быта, с из глубины веков идущими песнями, с лихой пляской, с тесным и дружным товариществом, пленяла. Успехи казачьей конницы объяснялись умелым применением в боях не регламентированным никакими уставами старых, дедовских приёмов: лава (охват противника в рассыпном строю), оригинальная система разведочной и сторожевой службы. 

             «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются – один с тысячею, а два – с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища»

        Казачество до 1917 г. фактически являлось одним из видов поселенных войск, сочетавшим военно-пограничные и территориально-милиционные функции с временной службой в регулярной армии и ведением хозяйства на льготных условиях. Казачество обладало закрепленными в имперском законодательстве и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. В период XVI – первой половины XVII вв. казачество являлось фактически территориальным субъектом, так как сохранялись качества независимого субэтноса. В этот период правовой статус казачества характеризуется определенной независимостью от российского государства при выполнении ряда добровольно взятых на себя обязанностей перед российским государством. Сосредоточение и консолидация казачьих общностей, оформление их в войсковые образования, начиная со второй половины XVII в., были обусловлены расширением и стабилизацией границ Российской империи, так как государство было заинтересованным в создании управляемой силы, обеспечивающей безопасность его рубежей.

       Основная отличительная черта уклада жизни казаков профессиональная ориентация на военную службу. Казаки не платили никаких налогов и имели право беспошлинной торговли в пределах территории войска. За свою вольность казаки выставляли на срочную службу казачьи полки, отдельные сотни и артиллерийские казачьи батареи, которые несли службу наряду с регулярными частями российской армии в ее составе. Репродуктивной основой военной службы являлось общинное казачье землевладение. Правовой основой формирования личности казака было войсковое право. Войсковое право не имело какой-то внешней формы. Законом считались правовые воззрения, обычаи и выработанные общиной правила. Своеобразие жизни казачьего общества, это демократические черты самоуправления, равенство, товарищество, выборность и сменяемость администрации, веротерпимость, общинное владение землёй».

        Со второй половины XVII века начался процесс превращения казачьих общин в казачьи войска, что сужало права казачьей автономии. Поэтому казаки нередко выступали против центральной власти, из среды казачества выдвинулись руководители освободительной борьбы такие, как; И. Болотников, К. Булавин, С. Разин, Е. Пугачёв. С конца XVIII века началось проведение законодательной регламентации устройства казачьих войск. Казачьи войска стали получать наименования по названию территории расселения казаков: Запорожское, Черноморское, Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское. Казачество стало военным сословием Российской империи. В 1835 году были утверждены Положение и штаты Донского казачьего войска, которые позднее были распространены на другие казачьи войска. Каждое казачье войско обязано было выставлять определённое количество конных, пеших и артиллерийских частей, а также команд для несения полицейской службы. Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих войск: Донское (1,6 млн.), Кубанское (1,3 млн.), Терское (260 тысяч), Астраханское (40 тыс.), Уральское (174 тыс.), Оренбургское (533 тыс.), Сибирское (172 тыс.), Семиреченское (45 тыс.), Забайкальское (264 тыс.), Амурское (50 тыс.), Уссурийское (35 тыс.) и два отдельных казачьих полка. Они занимали 65 млн. десятин земли с населением 4,4 млн. чел. (2,4 % населения России), в том числе 480 тыс. служилого состава. На полях сражений Первой мировой войны принимало участие более 300 тыс. казаков (164 конных полка, 30 пеших батальонов, 78 батарей, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, не считая вспомогательных и запасных частей). Последнее свое слово казачество сказало в великую отечественную войну. Таким образом, казачество всегда служило опорой России. Присоединяло и осваивало новые территории. Охраняло границы. Участвовало в больших и малых войнах.

 Образ мира в Спасе

                 У каждой вещи есть свой первообраз (Иста) в нем нет нечего лишнего. У окружающего нас мира тоже есть своя Иста. Из-за несовершенств нашего сознания мы е способны воспринимать истинный образ мира в полной мере. Если мы хотим понять Спас, то нам необходимо изучить и принять этот первообраз мира.  Образ мира наших предков, в лоне которого и родился Спас, основывалось не на слепых суевериях, а на глубоком знании законов Вселенной. Среди казачьих родов бытовало предание о сотворении Мира от Сокола Рода. "В начале начал, когда мрак покрывал всё, его пронизывало Око. Оно летело ниоткуда и в никуда. Это было Око Рода. Оку хотелось увидеть конец Мрака, но конца – края не было. И тогда Око остановилось. Пустило Оно чистую Слезу - росинку, и из неё образовалась Первоптица и Первобог – Сокол Род. Его золотое перо осветило тьму. И пустил Сокол пречистую Слезу Золотую. Упала Она на Око, которое стало расти и стало превеликим островом Ирием посреди Мрака. И пустил Сокол другую Слезу Серебряную на остров тот, и стала Она озером Живой воды. И пустил Сокол третью Слезу Изумрудную, и от неё проросли удивительные цветы и густые травы на острове, да вокруг озера. Тогда снёс Сокол Род золотой желудь. Выросло из него древо, Дуб – Стародуб. И родились на дубе том яблоки бессмертия. Взлетел Род на вершину Древа. Занял своё вечное место, стал думу думать. Потом снёс он два яйца, из которых родились бессмертные Боги Белобог и Чернобог. Велел им Род создать земной мир, в котором будут рядом Добро и Зло, Красота и Погань". Другое представление о сотворении этого мира в казачьей среде имело следующий вид: "Когда-то в былинные времена породил Батька Небесный с Матерью Землёю в час ночной грозы народ казачий, да и дал им землю великую от Севера до Юга, от моря и до моря, от восхода до заката, от Дуная до Дона и Кубани. Да и заповедь дал им - не ходить с той земли никуда и никому её не отдавать. А чтобы справны были они, да с гуртованы до кучи, дал им умений разных с неба. Да и повелел им Свет сторожить, а с тьмой сражаться, и между собой неправды не допускать". Так появились ремесла разные, а с ними и Спас. И с тех пор и несли роды казачьи дары Божии.

                 Еще со времен язычества устроение Мира рассматривается как совокупность и неразделимое взаимодействие трех миров, называемых Правь, Явь и Навь. Явь - видимый мир, мир, в котором мы живем. Навь - мир духов, который разделяют на мир Слави и мир Нави. Мир Слави - это мир душ ушедших предков и мир, где обитают служебные духи. Мир Нави - это мир, где находятся враждебные человеку духи. Правь - это мир Богов. Все эти миры, так или иначе, проявлены в человеке. Человек, по воззрениям наших предков, также триедин, как и мир, который его окружал. В христианской традиции - это дух, душа и тело. В ведизме понятие «триглава» включает не только устроение миров, но и устроение нашей души. Живут в нас три брата: старший, средний и младший. Старший брат - Дух, частица Божия, средний - Душа, а младший - чувства, телу присущие. В повседневном быту старший брат спит, средний руководит, а младший и вовсе доверчивый дурак. Нет между ними ладу. Только сплотив братьев, то есть овладев тремя главами, получаешь силы разного рода - земли, неба, огня и воды. Сплочение по-другому называли - настроение. В слове - настроение заложен глубокий смысл, указывающий на единство братьев: «нас трое» - светло и радостно человеку. Сравнивают триглав души также с тремя сестрами, имя которым: Жива, Смага и Тяма. Жива Тель творит это то, что движется. Смага - чувства огненные, а Тяма - разума сила, то, что двигаться заставляет. Выделяют еще душу-птицу, которая покидает тель во сне, имя ее Ведогонь. Обособленно стоит душа - след, которую называют «Образом». Когда мы говорим «сделано с душой», «вложил душу» - мы говорим о душе - следе, об Образе. Остается она в делах рук наших, наших творениях, в следе на сырой земле.

                  Наряду с триединством, имеет место и четырехмерное устроение человека. Тело было дано матерью, душа дана Дживой, дух - отцом, а совесть - Родом. Четыре стороны света, четыре стихи - огонь, земля, вода и воздух. Тело человека так подразделяется в соответствии со стихиями: ноги - земля, живот - вода, грудная клетка - огонь, горло и голова - воздух. Подобное деление - не просто теория, на нем основаны многие практические работы в Спасе. Основа Спаса - это мифологическое мировоззрение, которое лишает восприятие очевидности, и постепенно подталкивает к без-Умию как единственному способу подняться над логическим мышлением. Только в таком состоянии можно приблизиться к тому, чтобы увидеть Мир целостностным, а также свой путь в этом Мире. Ведь в представлении предков человеческая жизнь - это дорога, а сам человек - ходок, совершающий восхождение в Горний Мир. Спас же воспринимается как самой прямой и краткой дорогой Домой к Богу. Возвращение Домой - это высшая цель любого человека, и пока она не будет выполнена, мы будем вновь и вновь воплощаться на этой земле. Поэтому в Спасе уделялось столько внимания устроению мира, в котором душа должна выполнить своё предназначение на это воплощение, собрав все уроки, раскиданные для неё на этом жизненном пути. Как только Душа начнет просыпаться, тут же открываются особые способности, которые лишь "цветы на обочине дороги", но никак не самоцель в традиции Спаса. Однако и они делают нашу жизнь более яркой, возвращают детскую способность верить в сказки.

           Почему мы ничего не знаем о Великом Спасе

                   Само название Спас не является общепринятым самоназванием тех знаний и умений, которые были разлиты в казачьей среде, он имел и другие названия. Каких - либо письменных источников, позволяющих утверждать, что Спас - это законченная выстроенная система, нет. Вся история нашего народа такова, что знания, хранящиеся в народной среде о Боге, мире и человеке, подвергались уничтожению неоднократно. Этим ознаменовался приход христианства на Русь, когда все языческое мировоззрение пытались вырвать с корнем. В древнейшем юридическом памятнике - "Устав князя Владимира" о церковных судах - ведовство, чародейство и волхование отнесено к числу дел, которые разбирала и судила православная церковь. Которые как правило оканчивались сожжением. В 1284 году в "Кормчей книге" (собрание русских церковных и светских законов) появилось мрачное установление: "Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь". При Иване Грозном возникли многие процессы против волхвов и колдуний. В 1653 году правительство издало особый указ, по которому ворожей и ведунов, как врагов божьих, следует жечь в срубах.   Вторым фактом о том, что мы не знаем доподлинной культуры своего народа, является то, что наши предки не заботились о сохранении своих знаний и верований в письменных источниках. Которые в большей степени передавались из уст в уста. По этому поводу Мавро Орбини настоятель бенедиктинского монастыря в своей книги «Царство славян» выпущенной в 1601 году писал: «Никокоже удивительно есть, что слава народа Славянского, ныне не так ясна, как оной расславитися по Вселенной. Ежели бы сей народ, так достаточен был людьми учеными и книжными, как был доволен военными и превосходительными оружием, штоб ни един другой народ во Вселенной был в пример имени Славянскому. А что протчие народы, которые зело были нижше его, ныне велми себя прославляют, то не ради чего иного, токмо чрез бывших в их народе людей ученых».  Те письменные источники, которые были уничтожались, как еретиковые идущие в разрез с политой церкви. Одним из примеров служит, что в 1793 году по настоянию Русской церкви было предано огню 18 656 книг и рукописей, в том числе берестяных грамот и деревянных дощечек с самыми древними письменами. Не поправимый урон по культуре и веровании славян нанесла революция 1917 года. Которая пыталась вытравить из сознания народа не только сложившиеся устои жизни, но и само понятие Бога как такового. Но Спас жив, пока живы его немногочисленные носители. Возможно он и не остался как целостная система знаний о мире и многое было утеряно. Но на просторах постсоветского пространства растут его новые побеги, которые восполнят нашу жизнь новым качеством понимания того, кто мы и для чего пришли в этот мир.

 Спас как часть нашей культуры

              На протяжении многих веков в каждой этнокультуре создавались целостные системы боевых искусств, методики оздоровления человека, в том числе лечение травм, ранений, болезней. По-другому и быть не могло, так как в противном случае любое традиционное общество не смогло бы поддерживать свою жизнедеятельность. Оберегом народа живущего на территории Руси служил Спас. Для защиты от недоброжелательных духов используют - обереженный (Мироустроенческий) Спас, для защиты от болезни применяется лечейный (Ликовальный) Спас и для использования на поле брани бойцовый Спас. Замечательной чертой Спаса являлось тесное сплетение этих трех направлений, перетекающих друг в друга. Спас имеет очень древние корни, идущие от легендарных скифов, сарматов, антов, киммерийцев, роксолан, считающихся ветвями арийского народа. Постепенно мигрирующего с территории Арктиды в регионы Уральской, Среднерусской и Валдайской возвышенностей, Средиземноморья, Кавказа, Алтая, малой и юго-восточной Азии. Все эти племена напрямую связаны с русским народом. Такие серьезные исследователи истории Руси как Е.И. Классен, М.А. Максимович, знаменитый историк В.Н. Татищев, ученый М.В. Ломоносов, настоятель М.Орбини, многие другие историки, опираясь на письменные свидетельства и археологические данные, провели серьезный анализ славянского этногенеза. Они доказали, что племена, которых греческие и римские историки именовали скифами, сарматами, венетами, этрусками, пеласгами, антами, роксоланами и многими иными другими прозвищами, были славянами, и на всей громадной территории, где были распространены эти народы, потомки легендарных Ариев, существовала ведическая доктрина. В древнерусском языке слово «Ар» обозначало земля. То есть большая группа племен родственных по языку и культуре. Славяне – это не нация, а способ видеть мир, образ жизни. Славянин – это дословно, славящий Явь(Я), нашу(Н), имя(И), наше(Н). Наши предки славили также и мир Прави, отсюда и происходит слово православные. Эти слова требовались, чтобы отличить себе подобных от иноплеменников. Арийцы пятнадцатью народами распространились по всему северному полушарию, охватив его ведическими знанием мироустройства, как целостной системы осознания себя человеком в пространстве.

 

  Бойцовый Спас

       Старинные предания о казаках-характерниках полны чудес. Жили когда-то казаки-характерники,    коих ни пуля не брала, ни сабля ни рубала. Умели они заговаривать пули, проходить невидимыми сквозь неприятельские порядки, напускать в поля туман, оборачиваться зверем, выведывать любые секреты. Понимали они травы, минералы, могли вылечить любые недуги. Много легенд сложено про характерников, но мало кто знал, что под покровом волшебства скрывалась тайная наука Спас. Легенды складывались людьми, которые были свидетелями проявления сил Спаса, но не понимая сути явления объясняли увиденное волшебством. С другой стороны, люди, владеющие Спасом, держали в строгом секрете эти знания. Передача знаний как правило была внутриродовая. Каждый род, кроме основных знаний имел свою специализацию. Каждый род хранил и приумножал свою часть знаний Спаса. При этом был единый Спас Великий. Спас Великий - это как ключ к общей сокровищнице всех Родов.

       Бойцовый Спас - это часть Спаса Великого. Бойцовый Спас не был системой в современном понимании этого слова - это были определенные наработки, которые передавались из поколения в поколение, и в каждом роду могли быть свои. Находки касались не только приемов рукопашной схватки, сватки с оружием, но и психологии - науки о душе и ее проявлениях. Этим объясняется то, что ныне существуют десятки направлений и школ Спаса. Сохранились названия некоторых видов схватки, которые бытовали в бойцовом Спасе. Бойцовый Спас условно разделяют: на Сечу, Дюжу, Рату.

Сеча - представляет собой рукопашный бой, то есть схватку с применением ударов почти всеми частями тела.

Дюжа - это раздел с применением борцовской техникой. В этом разделе находилось определенное количество базовых приемов, которые в сочетании между собой давали многообразную технику. Отличительной особенностью от современных видов борьбы является применение ударов.

Рата - это искусство владения оружием. Чаще всего это была пика или казачья шашка. Сюда же входил раздел работы ножом и удавкой.

        Сеча - это кулачный бой. Наиболее распространённая в казачьей среде. Она вышла из сабельного боя, поэтому и удары характерны удару шашкой, с плечевым накатом. Так же применялись удары ногами. Но в отличие от современных видов единоборств, удары ногами не наносились выше пояса. В схватке по мимо ударов руками и ногами, в ближнем бою удары могли наносится и другими частями тела; локтями, плечом, тазом. Техника боя включала в себя задачу лишить возможности противника к передвижению, это, достигалось за счет подсечек, ударов по ногам, сваливания. Очень широко применялись различные финты, обманки. В конечной стадии необходимо было перерубить противника ударом. Удар мог иметь целенаправленное воздействие на противника, то есть иметь конкретное воздействие. Сеча очень скоротечный бой, потому как применялся в массовой лаве и поэтому не было времени на возню с одним противником.

        Дюжа - это один из видов Схватки, бытовавший в традиции Бойцового Спаса. По внешнему проявлению этот раздел напоминает борьбу с ударами. Дюжа, как и Сеча, были рождены для смертельного боя, и поэтому они не имели ограничений, в отличие от современных видов борьбы. Отличительной чертой является наличие различных ударов, ударов скрытных и неожиданных. Основная направленность ударов в Дюже, была на то, чтобы ошеломить противника, вызвать в нем движение, а также сломать образ привычной схватки. Применялись сбивания, сваливание с ног, без применения бросков. Во время обучения, чтоб не нанести друг другу травмы заключался условный договор. В котором обговаривались условия схватки. По мере роста навыка ограничений становилось меньше. Борьба в техническом плане включала в себя «Клёсты» (заломы, удушающие), «Ямки» (захваты), «Воротки», подломы, сваливания, засадные удары, «Потибоньки» (щипки). При ведении схватки использовались разные способы обработки силы нападающего, создание образа которым воздействовали на противника. Отличием от простой борьбы было минимальное использование своей силы. Технические действия проводили за счет действий нападающего, воздействия на его внутренние и внешние опор.

         Особое место в казацкой среде занимали, Характерники. Характерники - это те, кто избавлен от смерти Харой. Хара или Лада по представлению наших предков это, - Любовь. Она является частью Бога, исходящей от него любовью, яко лучи света, исходящие от солнца и согревающее все живое. Они являлись своего рода элитой, которых в казачьей среде было единицы, в сравнении с пластунами которых были целые подразделения. Об подвигах и удали характерников слагались легенды многие, из которых были реальными фактами. Истории об удивительных способностях казаков характерников, поражают окружающих. В их основе лежат знания об явном и не явном мире и взаимодействия с ним. Способность видеть и создавать образы, воздействовать на них. В традиции Спаса образ видели, как нечто вещественное, имеющее свою плотность и вес. Образы сделаны из вещества сознания (слепков), они представляют собой нашу ответную реакцию в тех или иных жизненных ситуациях, выраженные в моделях поведения (образах действия). Человек в жизни движется по образам, опирается на них. Любое наше действие - это образ (представление). Примером может послужить обычный удар. Когда мы хотим нанести его, то образ первичен, а затем в него уже вливается сила, которая втягивает за собой и тело. Так как удар целенаправлен, то складывается из образа цели и образа действия. В результате зная об этих двух составляющих, мы можем внести свои коррективы, помехи. Убрать образ цели, либо внести помехи в образ действия. В результате первого удар теряет свою законченность, либо уходит в сторону. Во втором случае он может вообще не состоятся. То есть с нашей стороны происходит управление действиями нападающего и появляется время на контратаку.

       Если проводить сравнения бойцового Спаса с другими направлениями славянских единоборств, то на сегодняшний день наиболее близкими являются борьба на Любки (Шевцова), русский стиль (Кадочникова), Буза (Базлова), Сибирский Вьюн (Скогорева).