Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

ВОСПИТАНИЕ И БОЕВЫЕ ИСКУССТВА                        

          Целью воспитания является создание предпосылок для изменения поведенческих моделей ученика. Только когда эти изменения происходят, воспитание имеет ценность. В результате воспитания должны быть конкретные и постоянные изменения поведения. Важным является, чтобы эти изменения были направлены в позитивное русло. Это должны быть конструктивные, четкие и постоянные перемены, которые способствовали бы ученику в достижении поставленной им перед собой цели. Перемены происходящие с учеником должны быть полезными и для него самого, и для общества, к которому он живет. Боевые искусства обладают огромной воспитательной ценностью. Занятия боевыми искусствами вызывают значительные изменения в физическом, психологическом и эмоциональном развитии человека. Поскольку тренировочные методики боевых искусств основываются на законах природы, организм человека может легко приспособиться к выполнению базовых, фундаментальных техник, вследствие чего ученик способен достичь пика своего физического развития. В организме человека происходят не только физические изменения. Занятия боевыми искусствами влекут за собой изменения психологические и эмоциональные, которые и являются для многих главной целью. Увеличение физической силы, избавление от лишнего веса, повысившаяся координация движений и способность овладения новыми приемами и техниками ведут к росту самооценки ученика. Ученик, замечая, как повышаются его физические возможности, начинает чувствовать все большую уверенность в собственных силах и в том, что он способен достичь успеха в жизни. Он начинает верить в себя, и это касается не только боевых искусств, но и любых сфер человеческой деятельности. Эти изменения особенно ценны для детей и подростков. Молодые люди, только начинающие свой жизненный путь, часто испытывают растерянность и неуверенность, особенно когда перед ними встает необходимость принятия какого либо решения. Это может стать причиной развития комплекса неполноценности.Если дети не знают, как справиться с собственными проблемами, они могут искать пути их преодоления в деструктивной и тупиковой деятельности, обращаясь к наркомании и алкоголизму. Если же дети получат опыт преодоления препятствий, как это неизбежно происходит при изучении боевых искусств, они на собственном примере поймут, что безвыходных ситуаций не существует. К любым изменениям они станут относиться как к вызову и научатся прилагать все силы для решения возникающих перед ними проблем. Все эти перемены самым непосредственным образом связаны с повышением самооценки детей и с ростом их уверенности в себе. Обладая положительной самооценкой, ребенок не нуждается в таких искусственных стимуляторах собственного образа, как наркотики, алкоголь, уличные компании криминальная деятельность и множество прочих порочных видов активности. Когда человек доволен собой, у него возникает чувство самоуважения. А это позволяет человеку воспринимать себя таким, каков он есть, и уверенно двигаться по жизни, преодолевая любые возникающие перед ним препятствия.     

                  Философия восточных единоборств хотя и не связана с религией, прививает ребенку высокие моральные нормы и идеалы, воспитывает силу воли и духа, стремление к победе и лидерские качества. Происходит внутренняя закалка характера.Уверенность в себе лучший двигатель самосовершенствования. Если человек полностью отдает себе отчет в том, кем он является, и ставит перед собой ясные и конкретные цели, он уже находится на пути к росту, успеху и счастью. Однако, как бы просто и логично ни звучало все сказанное выше, процесс самосовершенствования представляет собой очень трудный и долгий путь. Прогресс возможен только при напряженной работе, целеустремленности и терпении. Занимаясь боевыми искусствами, учатся не прятаться от проблем, а преодолевать их даже в тех ситуациях, когда на первый взгляд кажется, что положение, в котором они оказались, не имеет позитивного решения. В этом и состоит главная ценность боевых искусств и процесса воспитания, который продолжается всю жизнь. Не нужно забывать занятия боевыми искусствами - это труд. И нет не чего лучше если этот труд приносит радость. Радость общения, профессионального роста, раскрытия в себе способностей и удивления от того, что ты это сделал. 

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АЙКИДО У  ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

          Младший школьный возраст (6 - 11 лет) наиболее ответственный период в жизни ребенка. В этот период происходит закладывание и формирование двигательной основы координации ребенка. Закладываются основы культуры движений. Ребенком успешно осваиваются новые, ранее не известные упражнения и действия. В этот период еще не завершен процесс формирования двигательного аппарата. Это обуславливает необходимость от педагога проявления осторожности при дозировании физических нагрузок. В этот период закладывается мотивация к занятиям физической культуре и спорту. При правильном педагогическом подходе становится нормой и потребностью для ребенка в дальнейшей жизни. 

         В этот период способности детей к освоению техники движений настолько велики, что многие новые двигательные умения приобретаются без специального инструктажа, а сложные элементы техники различных видов спорта зачастую осваиваются быстрее, чем подростками и юношами. В младшем школьном возрасте почти все физические качестве имеют очень высокие темпы прироста. Исключение составляет лишь показатель гибкости, темпы прироста которого в этот период начинают снижаться. В возрасте 6-11 лет происходит бурное развитие биодинамики движений ребенка, и, прежде всего, координационного компонента, активное формирование физического и функционального потенциала организма. Развитие укрепление двигательной координации - главная направленность физической подготовки детей младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте происходит завершение анатомо-физиологического созревания систем, обеспечивающих развитие двигательную активность ребенка. Однако в начале периода эти системы еще далеки от созревания и сам процесс развития моторики еще далек от завершения. Если двигательная активность ребенка в этот период, по каким-либо причинам ограничена, то на последующих этапах развития его двигательного анализатора наверстать, практически невозможно. Требуется квалифицированная организация правильного тренировочного режима ребенка в целях обеспечения общей физической подготовки при акценте на развитие координационных способностей, что в свою очередь оказывается наиболее адекватной возрастным особенностям развития двигательного потенциала ребенка в этот период жизни.

          Наиболее важным моментом в физическом воспитании ребенка этого периода жизни является формирование личностного отношения к физической тренировке, воспитание активной позиции в отношении к своему здоровью, крепости тела и закалке. Необходимо помнить, что основные социальные, психологические и биологические компоненты физической активности взрослого человека формируются именно в этот, ключевой для развития моторики, период жизни ребенка. Физическая активность младшего школьника в виде организованных занятий должна дополняться ежедневной утренней зарядкой и двумя-тремя тренировочными занятиями в неделю.

Одно из самых главных условий изучения техники айкидо – это регулярность занятий. На учебно-тренировочных занятиях дети приобретают новые навыки и совершенствуют ранее выработанные. Ученик, стремящийся к высоким достижениям в айкидо, должен постепенно повышать свое мастерство, усваивать, закреплять и совершенствовать новые технические навыки. 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ

        Учитель (сэнсэй), планируя общий курс обучения ученика, последовательно вводит в занятия новые упражнения и действия, строго учитывая при этом качество усвоения пройденного материала, чтобы обеспечить преемственность в обучении. В основном учебно-тренировочные занятия проводятся в группе. При организации тренировочного процесса исходят из того, что группа примерно одной квалификации, потому что учитель дает всем одно задание в изучении и совершенствовании технических и тактических действий.

Учебно-тренировочные и тренировочные занятия подразделяются на три части:

Подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть занятия делится на физиологическую разминку и образовательную часть. Физиологическая разминка предусматривает:

а) подготовку центральной нервной системы, активизацию деятельности сердечно - сосудистой системы и дыхания;

б) подготовку двигательного аппарата к действиям, требующим значительных мышечных напряжений.

В образовательной части занимающиеся выполняют специализированные упражнения для Айкидистов, подготовительные к решению основных задач занятия. Специализированные подготовительные упражнения подбираются в зависимости от уровня подготовленности, возраста занимающихся, периода подготовки и направленности занятия. В подготовительной части, как правило, применяются упражнения умеренной интенсивности. Эта часть занятия значительно повышает подвижность нервных процессов и создает оптимальные условия для выполнения более сложных упражнений с большой интенсивностью. Учитываются также индивидуальные особенности учеников.

Общеразвивающие упражнения оказывают всестороннее воздействие на организм человека. Возможность большого выбора общеразвивающих упражнений позволяет ученику улучшить работу двигательного аппарата, научиться более точно дифференцировать движения. Специальные подготовительные упражнения должны соответствовать задачам тренировки. Начинают тренировку с приветствия и медитации. За ней идут упражнения на координацию, акробатические упражнения, приемы страховки и самостраховки. Завершают разминку дыхательными упражнениями (кокю хо). Далее следуют упражнения специально- подготовительные.

В основной части занятия решаются главные задачи:

а) овладение техническими и тактическими навыками, совершенствование их;

б) психологическая подготовка, вырабатывание способности к высоким психическим напряжениям и концентрации внимания;

в) развитие быстроты реакции (тайминга), выполнения рациональных движений, развитие  координации.

В заключительной части:

Организм учеников приводят в относительно спокойное состояние. Выполняют упражнения стоя, сидя или лежа для развития силы и гибкости отдельных групп мышц. Затем используют успокаивающие дыхательные упражнениями потряхиванием и расслаблением мышц конечностей.

         Одним из методических приемов развития физико-психологических качеств детей младшего школьного возраста являются подвижные игры и соревнования. Которые развивают такие качества как внимание, гибкость и скорость мышления, ответственность, решительность, чувство локтя, быстроту, ловкость, силу. Отличительная черта такой формы проведения занятий является то, что дети развивают и закрепляют полученные умения в непринужденной, игровой форме.

         При организации занятий у детей не маловажную роль играет квалификация преподавателя. Его знания и умения, а так же способность их передачи. Знание методики обучения, правильной организации учебного процесса, с учетом возрастных особенностей детей, с целью эффективной передачи знаний и успешного освоения их учениками.

БЫТЬ ХОРОШИМ СПОРТСМЕНОМ, НЕ ЗНАЧИТ БЫТЬ ХОРОШИМ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ В АЙКИДО

       Занимающийся Айкидо в своем развитие проходит несколько этапов обучения, который условно можно разделить на три ступени:

Первая ступень. На этой ступени обучения начинающий Айкидист, в зависимости от способностей, то или иное время интенсивно занимается изучением простейших технических элементов как-то: стойки, исходные положения (позиции), дистанции боя, положения рук, перемещения тела и т. д. и осваивает приемы сохранения статического и динамического равновесий тела. Он учится контролировать, использовать либо нейтрализовать силы, которые оказывают воздействие на его тело либо изнутри, либо извне. Эта ступень обучения имеет большое значение для начинающих и требует безраздельного внимания со стороны наставников и учителей. Поскольку эти элементы являются основными составными частями всех применяемых в Айкидо технических приемов, качество их исполнения оттачивается неустанными и многократными тренировками. Только они являются определяющим фактором успеха на пути к мастерству. Одновременно с ростом теоретических знаний, тело занимающегося проходит ступени физического совершенства. Следует обратить особое внимание нетерпеливых учеников и поверхностных учителей на то, насколько значим первый этап для дальнейшего прогресса в ходе обучения.

Вторая ступень начинается с изучения основных технических приемов Айкидо, которые выполняют как стоя, так и сидя. Вырабатываются навыки применения силы в противоборстве с соперником, но вначале в строго определенных умеренных пределах. Поскольку, по мере совершенствования навыков, темп атаки становится все стремительней, а техника оборонительных действий все отточенной, наставник начинает предъявлять к демонстрируемым учениками приемам все более и более повышенные требования. Хороший наставник постепенно подводит своих учеников к освоению тех особых элементов и упражнений, которые раньше или позже приближают их к подлинному мастерству. Айкидо можно изучать и постигать как с помощью опыта собственного тела, так и общаясь с наставником и своими партнерами по татами. Если ученик на все атакующие действия соперника научился реагировать уравновешенно, без промедления и соответствующим той или иной ситуации образом (Ирими или Тэнкан), и его подсознание подготовилось к постижению духовного содержания Айкидо, можно переходить к третьей ступени обучения.

На третьей ступени теперь можно заняться не только совершенствованием и оттачиванием всех многообразных элементов и техники Айкидо, с которым ученик познакомился ранее, но и начинать приобщаться и к другим формам, которые соответствуют его возможностям и способствуют росту его мастерства. К таким, например, относятся основные технические приемы, используемые при вооруженном нападении (изменение дистанции боя, концентрация внимания и усилий, чтобы избежать поражения оружием). Все они способствуют повышению реакции и выносливости, особенно упражнения с несколькими партнерами или нацеленные на отражение атаки в необычном для европейцев положении на коленях. Нельзя пренебрегать также и изучением других основополагающих дисциплин Айкидо: тренировочных поединков с одним или несколькими (вооруженными) нападающими, которые происходят спонтанно, в зависимости от ситуации (рандори). Только постоянное и неустанное повторение всех видов технических приемов Айкидо гарантирует неуклонный рост мастерства.

Помни - только преподаватель (сэнсэй) решает будет он тренировать вас или нет